Нижегородский психологический альманах
Электронный научный журнал

Психологические науки
Л.С. ВЫГОТСКИЙ К ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ
Лебедева О.В. 1, Целовальникова Е.А. 2

1. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
2. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Резюме:

В статье раскрываются основные подходы к проблеме детской субъектности, импцилитно представленные в научном творчестве одного из наиболее известных отечественных ученых с мировым именем Л.С. Выготского. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью реализации принципов дифференциации и индивидуализации процесса обучения и воспитания детей, и, как следствие, реализации личностно-ориентированного подхода к организации их психолого-педагогического сопровождения в системе образования. Теоретико-прикладное наследие Л.С. Выготского позволяет по-новому взглянуть на проблемы современного образования с позиции представленности в этой системе ребенка как субъекта собственной деятельности и субъекта социальных отношений. Позиция Л.С. Выготского относительно рассмотрения процесса обучения и воспитания ребенка как взаимодействия и сотрудничества в процессе деятельности двух равноправных субъектов («субъект-субъектные» отношения учителя и ученика, взрослого и ребенка) лежит в основе инновационной идеи о равноценных общественных «подсистемах» (мира детей и мира взрослых) через их взаимодействие и взаимопроникновение друг в друга. Идея Л.С. Выготского относительно того, что ребенок на протяжении детства является «активным участником социальных отношений», нашла отражение в основополагающих научных принципах теории детского развития, положенных автором в фундамент психологической диагностики и коррекционно-педагогической помощи детям как в системе общего, так и в системе специального образования. В то же время, для практической реализации идей Л.С. Выготского нужна научно-обоснованная практика создания индивидуализированных программ с учетом различных вариантов развития психики ребенка, подкрепленная организационным, методическим, кадровым обеспечением деятельности службы психолого-педагогической помощи детям.

Ключевые слова: дифференциация и индивидуализация психолого-педагогических воздействий., психолого-педагогическая помощь, субъект деятельности, субъектность, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, психологическое здоровье


Библиографическая ссылка

Лебедева О.В. 1, Целовальникова Е.А. 2 Л.С. ВЫГОТСКИЙ К ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКОЙ СУБЪЕКТНОСТИ В АСПЕКТЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ // Нижегородский психологический альманах. – 2016. – № 1;
URL: psykaf417.esrae.ru/8-59 (дата обращения: 23.04.2024).


Код для вставки на сайт или в блог

Просмотры статьи

Сегодня: 1631 | За неделю: 1631 | Всего: 2877


Комментарии (0)


Сайт работает на RAE Editorial System