В статье анализируются теоретические подходы к определению понятия «сенситивность», ее структуре и видам. Обсуждается проблема неоднозначности понимания авторами термина «тренинг сенситивности». В литературе описано многообразие форм групповой работы, обозначаемых этим понятием. Описываются результаты научных дискуссий по вопросу о том, насколько участие людей в тренинговых группах может способствовать развитию межличностной чувствительности. По мнению многих исследователей, развивающее влияние тренинговой группы на сенситивность зависит от того, какие у нее цели. В связи с этим сделан обзор подходов к определению целей тренинга межличностной чувствительности. При этом отмечается, что имеющиеся в литературе программы тренингов сенситивности ориентированы на взрослых людей, направлены на обучение персонала организаций и развивают межличностную чувствительность как один из профессиональных навыков. В связи с этим возникает необходимость разработки специальных тренинговых программ для подростков с целью предупреждения возможных рисков общения и негативных проявлений симптомов подросткового кризиса. Представлена авторская концепция тренинга развития сенситивности для подростков, реализующая два вида целей: обучение подростков наблюдательской сензитивности и развитие способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей в актуальных ситуациях общения с родителями, учителями, одноклассниками.
Ключевые слова: сенситивность, социально-психологический тренинг, наблюдательская сензитивность, вербальные, невербальные, пространственно-временные проявления человека и группы, подростковый возраст, эмоционально-личностное развитие
Библиографическая ссылка
Шабанова Т.Л. 2, Журба Е.С. 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ РАЗВИТИЯ СЕНСИТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА // Нижегородский психологический альманах. – 2016. – № 2 (4);
URL: psykaf417.esrae.ru/10-100 (дата обращения:
02.12.2024).