В данной статье автор приводит результаты изучения особенностей самооценки у младших школьников с нарушениями зрения. Целью исследования являлось определение связи между развитием самооценки, психологическим отношением ребенка к своему зрительному дефекту и личностной тревожностью, а также оказание психологической помощи по формированию адекватной самооценки и снижению тревожности через принятия детьми младшего школьного возраста своего зрительного недостатка в условиях школы – интерната. Была изучена структура самооценки: когнитивный, эмоциональный компоненты, характеристика во времени, тревожность. Получены следующие результаты. Большинство слабовидящих и незрячих школьников (83 %) имеют неадекватную (либо завышенную, либо заниженную) самооценку. Школьники с завышенной самооценкой не осознают свой дефект и совсем не испытывают тревоги. Дети с низкой самооценкой переживают по поводу своего зрительного дефекта и испытывают неконтролируемую интенсивную тревогу, так как не принимают данного нарушения, а, следовательно, и самих себя в целом. Дети с адекватной самооценкой реалистично относятся к себе и к своему недостатку. Автором была разработана и апробирована развивающая программа по коррекции самооценки младших школьников с нарушениями зрения. Эффективность программы была подтверждена положительными результатами, проверенными с применением методов математической статистики.
Ключевые слова: младший школьный возраст, слабовидящие и незрячие дети, зрительный дефект, интегральная самооценка, когнитивный и эмоциональный компоненты самооценки, самооценка во времени, тревожность.
Библиографическая ссылка
Смирнова Н.С. 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
// Нижегородский психологический альманах. – 2016. – № 2 (4);
URL: psykaf417.esrae.ru/10-106 (дата обращения:
22.12.2024).