В статье рассматривается проблема становления универсальных учебных действий (УУД) на этапе перехода с первой образовательной ступени общего образования на вторую. Раскрывается понятие УУД и его составляющих. Приводятся результаты сравнительного исследования особенностей развития УУД школьников в конце обучения в начальной школе (май 2016г.) и в начале обучения в среднем звене (октябрь 2016г.). Исследование обнаружило снижение в 3 раза показателей развития УУД в среднем звене, по сравнению с начальной школой. Наибольшие изменения возникли в регулятивных и личностных учебных действиях. Увеличилось неприятие школьных требований, снизилась учебная мотивация, стали ниже показатели нравственно-этической ориентации, возросли трудности с организацией своей деятельности. При этом познавательные и коммуникативные возможности обучающихся незначительно выросли, так как уровень их развития и так был достаточно высок. Обнаруженные показатели ещё раз остро поставили вопрос о преемственности начальной школы и среднего звена именно в личностной и регулятивной сфере развития ребёнка.
Ключевые слова: сравнение уровня развития УУД в начальной школе и среднем звене, личностные УУД, регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД.
Библиографическая ссылка
Мамонова Е.Б. 1, Персонова А.А. 2 ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД) ПЯТИКЛАССНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО // Нижегородский психологический альманах. – 2016. – № 2 (4);
URL: psykaf417.esrae.ru/10-92 (дата обращения:
22.12.2024).