В статье приводится авторская методика проектной технологии в обучении географии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения. При обосновании актуальности проблемы автором подчеркивается факт, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья продолжает увеличиваться и в связи с этим специалистами активно обсуждается вопрос о том, как их наиболее эффективно обучать. Показана роль инклюзивного образования и исследовательской деятельности в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью проведенного автором исследования являлась разработка методики обучения школьников седьмого класса с ограниченными возможностями здоровья географии на основе проектной технологии. Педагогический эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Описаны этапы деятельности учителя и ученика в учебном проекте, включающие: определение темы проекта, подготовку к проектированию, проектирование, презентацию результатов, рефлексию. В курсе географии материков и океанов в седьмом классе ученикам был предложен следующий проектный цикл, состоящий из индивидуальных проектов: «Экология рек Земли», «Атлас «Удивительные растения мира»», «Атлас «Необычные животные мира»», «Создание национального парка в Танзании», «Сравнение природы Арктики и Антарктики». Для измерения показателей уровня сформированности исследовательских умений обучающихся была разработана критериально-уровневая шкала. На констатирующем и контрольном этапе эксперимента изучались показатели критического мышления, творческой активности и навыков самостоятельной работы. Полученные положительные результаты доказывают эффективность применения технологии проектной деятельности на уроках географии для обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья. Проектная технология способствует развитию творческих способностей, коммуникативных, поисковых, исследовательских навыков, необходимых школьникам для социализации и самореализации в современном обществе.
Ключевые слова: проектная деятельность, обучение географии, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, учебный проект
Библиографическая ссылка
Клеменсов Н.А. 1 ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ // Нижегородский психологический альманах. – 2016. – № 2 (4);
URL: psykaf417.esrae.ru/10-99 (дата обращения:
22.12.2024).