В статье изложены результаты психологического исследования особенностей осуществления коммуникаций учащимися начальных классов. Стремительные изменения экономического и социального общества приводят к тому, возникает необходимость воспитания самодостаточной и полноценной личности, широко развитой во многих областях знаний, быстро и эффективно реагирующей на постоянные изменения общественной ситуации. Такая личность должна обладать высоким уровнем социализации для успешной реализации деятельности. Социализация является сложной системой с различными психическими механизмами порождения, через использование разнообразных средств языка. Актуальным вопросом психологии является выявление особенностей развития коммуникативных навыков младших школьников. Сформированность коммуникативных навыков напрямую влияет на социализацию, самореализацию, успешность овладения учебным материалом и личностное развитие младших школьников. В данной статье приводятся эмпирические данные психологической диагностики особенностей коммуникативных навыков младших школьников. Диагностируются особенности сформированности коммуникативных и произносительных навыков у учащихся младших классов. Проводится сравнение особенностей формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нормой речевого развития и с нарушением произносительной стороны речи.