В статье рассматривается проблема развития словообразовательных умений у младших школьников. Изучение соотношения формы и состава слова обогащает и уточняет словарь учащихся, повышает уровень орфографической грамотности и формирует важнейшие мыслительные операции. В качестве средства развития словообразовательных умений выступают приемы и методы развития аналитико-синтетической деятельности. Охарактеризованы типичные психологические трудности, сопутствующие процессу овладения младшими школьниками алгоритмом разбора слова по составу, а именно формальный подход к анализу структуры слова, когда полностью игнорируются смысловые характеристики слова. Предлагается опыт проведения уроков по теме "Состав слова" с опорой на исследование морфемной структуры производного слова. В центре внимания младших школьников находятся связи между однокоренными словами, находящимися друг с другом в отношениях мотивации, когда значение вторичного, т.е. производного, или мотивированного слова, определяется через значение первичного, производящего, или мотивирующего слова. На первое место выносится связь упражнений на образование слов с упражнениями на анализ смысла и структуры производных слов. С целью осмысления словообразовательных связей используется наблюдение за фактами словопроизводства в языке, сравнение и сопоставление.
Прошкина А.Ю. 1 РОЛЬ АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ЛЕКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Нижегородский психологический альманах. – 2017. – № 1 ;
URL: psykaf417.esrae.ru/13-129 (дата обращения:
22.12.2024).