В данной статье рассматривается проблема содержательных аспектов взаимных представлений основных субъектов образовательного процесса в общеобразовательной школе – педагогов и учащихся старших классов. Затрагиваются вопросы специфики перцептивной стороны их общения в плане восприятия реальных и идеальных образов учителей и учеников. Представлены результаты сравнительного исследования, иллюстрирующие особенности представлений старшеклассников и педагогов о реальных и идеальных учащихся и учителях. Установлено, что восприятие педагогов характеризуется, как существенным расхождением содержания реального и идеального образов учеников, так и высокой самокритичностью вследствие еще более выраженного расхождения образов реальных и идеальных учителей. В свою очередь восприятие учащихся старших классов отличается наличием некоторой критичности в отношении представителей своей социальной группы, с одной стороны, и частичной идеализации с элементами критичности в отношении представителей другой социальной группы. В целом на основании полученных в исследовании данных делается вывод о том, что процесс двусторонней перцепции педагогов и учащихся старших классов отличается повышенной критичностью учителей по отношению к своим реальным ученикам и несколько более выраженной лояльностью восприятия педагогов со стороны старшеклассников.
Ключевые слова: реальные и идеальные образы учеников, реальные и идеальные образы учителей, перцептивная сторона общения, учащиеся старших классов, учителя, субъекты образовательного процесса