В статье рассматривается проблема психологической готовности школьников к переходу на вторую ступень общего образования. Раскрыто понятие психологической готовности, обозначены её виды и связи между ними. В нашем исследовании мы изучали такие компоненты психологической готовности к обучению в среднем звене, как познавательный и мотивационный и взаимосвязь между ними. Исследование показало, что в структуре психологической готовности младших школьников к переходу на вторую ступень обучения преобладает умение понять учебную задачу, умение анализировать условия задачи, но преобладающий познавательный настрой характеризуется средним уровнем, а не высоким, как мы предполагали. Корреляционный анализ не выявил достаточно выраженных связей между компонентами психологической готовности. Другая ситуация с отдельными группами испытуемых. У детей с крайними вариантами мотивационной готовности к обучению в среднем звене - высокой и низкой, обнаружилась выраженная отрицательная зависимость между познавательной и мотивационной готовностью к обучению в среднем звене. Это значит, что у тех детей, у кого высокий познавательный настрой, возникают сложности с познавательными возможностями, им трудно понять учебную задачу, планировать свои действия, анализировать условия задачи, но есть желание учиться. Им надо развивать познавательную готовность к обучению на второй ступени общего образования. Школьники же с высокими познавательными возможностями не хотят учиться, им важна только игровая и оценочная составляющая обучения. Этой группе обучающихся важно развивать интерес к учебной деятельности.
Мамонова Е.Б. 1, Широкова К.Е. 1 ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ВТОРУЮ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ // Нижегородский психологический альманах. – 2017. – № 2;
URL: psykaf417.esrae.ru/18-141 (дата обращения:
23.11.2024).