В статье анализируется проблема соотношения учебно-познавательной мотивации младших школьников и проявления пониженной обучаемости в этом возрасте. Имеющиеся в научной литературе данные середины-конца прошлого века выдвигали гипотезу о преимущественной взаимосвязи отрицательной учебно-познавательной мотивации школьников и пониженной обучаемости. Авторы провели экспериментальное исследование по выявлению категории младших школьников с пониженной обучаемостью и изучению особенностей их учебно-познавательной мотивации.
Проведенное исследование позволяет сделать выводы об отсутствии однозначной зависимости между пониженной обучаемостью и слабой учебной мотивацией у современных младших школьников. Результаты показывают, что проблемы обучаемости современных детей, обучающихся в начальной школе могут быть более связаны с факторами, не имеющими прямого отношения к мотивации учебной деятельности.