В статье рассматривается проблема, ставшая уже традиционной, снижения успеваемости обучающихся седьмых классов. Данная параллель обучается по новым федеральным государственным стандартам и включена в программу сопровождения обучающихся по развитию универсальных учебных действий (УУД). Не смотря на это, проблема снижения успеваемости возникла и у них. В статье раскрывается понятие УУД и его составляющих. Приводятся результаты сравнительного исследования особенностей развития УУД школьников в начале обучения в среднем звене школе (октябрь 2015г.) и в конце обучения в шестом классе (март 2017г.). Исследование обнаружило выраженную положительную динамику (в 2,5 раза) в развитии УУД школьников. Наибольшие изменения возникли в познавательных и личностных учебных действиях. Наблюдение на уроках показало, что не все возрастные особенности учитываются на уроках, но в целом, картина позитивная. Результаты анкетирования показали, что причину возникающих трудностей в обучении ученики чаще всего видят в том, что они не высыпаются (49%), не понимают материал (43%) и не уверенны в себе (32%). Учителя причину видят в малом количестве времени, которое ученики уделяют домашнему заданию (73%), в лени учеников (36%), в плохом здоровье (27%) и не уверенности в себе (27%). Учителя и ученики причину неуспеваемости, чаще всего, видят друг в друге, педагоги считают, что школьники ленятся, не прикладывают достаточных усилий для успешного обучения, а ученики считают, что им плохо объясняют, много задают и не всегда проверяют домашние задания. Мы сформулировали рекомендации, которые позволят обучающимся и педагогам прийти к общему мнению и увеличат продуктивность учебного процесса.
Ключевые слова: снижение успеваемости, причины снижения успеваемости, универсальные учебные действия (УУД), подростковый возраст, возрастные особенности обучающихся.