Авторы представляют результаты эмпирического изучения особенностей психологических проблем в развитии младшего школьника в полных и неполных семьях. Использовались методики «Волшебный мир» Л. Д. Столяренко и «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, С. Кауфмана. В исследовании участвовали 100 детей младшего школьного возраста, из них 50 мальчиков и 50 девочек, 50 детей из неполных семей и 50 детей из полных семей. В качестве показателей психологических проблем младших школьников использовались: школьная и личностная тревожность, недостаток личного пространства, зависимость от матери, агрессивность, проблемы межличностных отношений и др. В работе выявлены тенденции к высокому уровню маркеров агрессивности у младших школьников. У детей из полных семей в целом чаще фиксировались маркеры агрессии в проективной беседе и рисунках, как у мальчиков, так и у девочек. Девочки в целом чаще проявляли агрессию, чем мальчики. У детей из полных семей доминировали маркеры таких проблем, как агрессивность и недостаток личного пространства, а у детей из неполных семей – агрессивность, тревожность и переживание отсутствия отца. Специфика психологических проблем детей в зависимости от пола и типа семьи позволит индивидуализировать работу школьного психолога по профилактике психологического неблагополучия младших школьников.
Ключевые слова: младший школьник, психологические проблемы, тревожность, агрессивность, межличностные отношения, структура семьи
Библиографическая ссылка
Суворова О.В. 1, Сингина И.А. 1 ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА И СТРУКТУРЫ СЕМЬИ
// Нижегородский психологический альманах. – 2018. – № 2;
URL: psykaf417.esrae.ru/20-178 (дата обращения:
03.12.2024).