В статье анализируется роль и задачи современного педагога в образовательном пространстве в контексте реализации ФГОС. Рассматриваются исторические аспекты в понимании личности педагога. Приводятся примеры современного видения данной проблемы с опорой на зарубежные источники. Охарактеризованы основные векторы в понимании роли и сути личности педагога, понятия, раскрывающие содержательные аспекты его деятельности: коуч, ментор, фасилитатор, модератор, тьютор, эдвайзер. На основе анализа перечисленных моделей педагога, автор делает вывод о том, что содержание и функциональная нагрузка этих ролей взаимодополняемо в зависимости от многообразия педагогических ситуаций и образовательных задач. Они дают современному учителю возможность для профессиональной самореализации, возможность воплощения и применения всех сторон своей педагогической личности в разных формах и видах образовательной деятельности. Раскрывается суть деятельности педагога будущего, осуществляющего профессиональное непрерывное образование. Приводится пример реализации непрерывного образования с помощью профессионального образовательного маршрута. Поставлена задача перспективного изучения влияния педагогической деятельности в единстве и многообразии всего спектра ролей педагога на реализацию актуальнейшей задачи современного образования: формирования саморазвивающейся личности учащегося.