В статье представлены результаты теоретического анализа исследований времени как феномена характеризующего социально-психологическую реальность жизнедеятельности человека. Обозначены направления исследования проблемы осознанного построения временных перспектив в разных контекстах: временная перспектива и личное отношение ко времени как основа всех остальных психологических процессов и отношений; временная перспектива личности как поле для разворачивания субъективной картины жизненного пути со всеми событиями и связями между ними; типология личностей как связующее звено между субъективным (психологическим) и объективным (физическим, социокультурным, историческим) временем; способность человека к прогнозированию (механизмы прогнозирования) как необходимое условие формирования и развития временной перспективы; временная перспектива как новообразование подросткового и раннего юношеского возраста. Приведены результаты исследования особенностей (когнитивных и эмоциональных компонентов) субъективного восприятия времени обучающимися, его осознанию и осмыслению. Исследованы показатели по пяти факторам оценки времени (активность времени, эмоциональная окраска времени, величина времени, структура времени и ощущаемость времени) в отношении прошедшего, настоящего и будущего времени у юношей и девушек. Исследована сформированность навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования деятельности. Проанализирована взаимосвязь между показателями субъективного восприятия времени и уровнями самоорганизации деятельности респондентов.
Ключевые слова: семантические дифференциал времени, прошедшее время, настоящее время, будущее время, активность времени, эмоциональная окраска времени, величина времени, структура времени и ощущаемость времени, самоорганизация деятельности, студенты
Библиографическая ссылка
Блохина М.А. 2, Кочнева Е.М. 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ
И САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
// Нижегородский психологический альманах. – 2018. – № 2;
URL: psykaf417.esrae.ru/20-185 (дата обращения:
21.11.2024).