В данной статье обсуждается проблема инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях современной российской действительности. Рассматриваются разные точки зрения специалистов на возможности создания полноценной инклюзивной образовательной среды для детей с особыми образовательными потребностями на базе общих образовательных учреждений. Обозначаются некоторые реальные трудности реализации провозглашаемых идей инклюзии, в том числе в плане индивидуализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в логике концепции вхождения личности в группу А.В.Петровского. Приводятся данные опроса учащихся подросткового возраста, иллюстрирующие непринятие большинством из них сверстников с особыми образовательными потребностями и возможностями как потенциальных одноклассников. Показана высокая степень распространенности в подростковой среде предубеждений относительно детей с ограниченными возможностями здоровья. Констатируется факт психологической неготовности к инклюзии и необходимости такой готовности всех субъектов образования. Отмечается связь инклюзивного образования с толерантным отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья, которое рассматривается в качестве одного из основополагающих условий реализации идей инклюзии. Обозначается одно из направлений психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в плане развития толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья – работа с художественными произведениями.
Ключевые слова: толерантное отношение, готовность к инклюзии, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование
Библиографическая ссылка
Семенова Л.Э. 1 ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ПРЕПЯТСТВИЯ И УСЛОВИЯ // Нижегородский психологический альманах. – 2018. – № 2;
URL: psykaf417.esrae.ru/20-188 (дата обращения:
03.12.2024).