В данной статье рассмотрено понятие «познавательные способности» детей старшего дошкольного возраста, а также их специфика у дошкольников с нарушением речи. Описаны особенности комплексных (сочетанных) нарушений развития. Приводятся сведения о приоритетах в развитии своих детей современных родителей дошкольников. Обозначена актуальность необходимости включения психологической составляющей в логопедическую работу. Представлены результаты эмпирического исследования познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с логопедическими проблемами. Способность воспринимать ими целостные образы предметов окружающей действительности и адекватность их восприятия; особенности внимания таких детей - его удержание, возможности распределения по одному или нескольким признакам одновременно, переключение; рассмотрение особенностей опосредованного (логического) запоминания у детей с задержкой речевого развития; процесс обобщения и его правильность; специфика проявления творческого воображения (образной креативности) у таких детей. Приведены направления и технологии логопсихологической помощи детям старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в формировании познавательных способностей.
Ключевые слова: познавательные способности (восприятие, внимание, память, мышление, воображение), общее недоразвитие речи, нарушение речи, логопсихологическая помощь, приоритеты родителей дошкольников в их развитии, комплексные (сочетанные) нарушения развития, формирование познавательных способностей дошкольников
Библиографическая ссылка
Белышева А.Н. 1, Гуторина М.А. 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ // Нижегородский психологический альманах. – 2019. – № 1;
URL: psykaf417.esrae.ru/21-234 (дата обращения:
05.12.2024).