В статье раскрываются основные подходы к проблеме адаптации ребенка к школьному обучению. Актуальность проблемы обусловлена тем, что период начала школьного обучения представляет собой важнейший этап в становлении ребенка не только как субъекта учебной деятельности, но и развития его личности. Мы ставим задачей рассмотреть не только общий уровень психологической адаптации, но и ее конкретные показатели: эффективность учебной деятельности проявляется в познавательной активности и уровне учебной мотивации; успешность усвоения социальных норм поведения и социальных контактов проявляется через поведение на уроке и на перемене, во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем; эмоциональное благополучие/неблагополучие ребенка в школе проявляется как наличие повышенной тревожности и напряжения в поведении. В то же время, для практической реализации идей отечественной психологии необходима научно-обоснованная практика создания индивидуализированных программ адаптации к условиям школьного обучения с учетом особенностей возраста и различных вариантов развития личностной сферы детей. Для разработки таких программ необходимо понимание особенностей развития личностной готовности к школьному обучению, школьной мотивации, внутренней позиции школьника, позитивной самооценки, эмоционального отношения к себе, друзьям, семье, к школе и общего фона эмоционального благополучия ребенка. В процессе адаптации ребенка к обучению в школе для учителя открывается перспектива выступить «автором» двусторонней учебно-педагогической деятельности, когда учитель будет способен развить в ребенка ростки субъекта учебной деятельности и пробудить в нем желание и стремление увлеченно познавать окружающий мир во всем многообразии его отношений.
Ключевые слова: младший школьный возраст, адаптация к школьному обучению, личностная готовность, школьная мотивация, самооценка, эмоциональное отношение, эмоциональное благополучие
Библиографическая ссылка
Лебедева О.В. 1, Горбатова А.М. 1 ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ // Нижегородский психологический альманах. – 2019. – № 2;
URL: psykaf417.esrae.ru/23-239 (дата обращения:
23.11.2024).