В статье анализируется актуальное и распространённое явление – психологическое насилие среди под-ростков. В статье сделан обзор подходов к определению психологического насилия. Анализируются его причины Приводятся результаты международных исследований по проблеме проявлений психологиче-ского насилия во взаимоотношениях подростков. Описываются различные формы психологического насилия (прямое и косвенное, вербальное (словесное) насилие, буллинг, моббинг, кибербуллинг и кибер-моббинг, хейзинг). Анализируются его социально-психологические причины: индивидуальные, поведен-ческие, социальные. Подчеркивается роль социальных стереотипов и мифов в распространении наси-лия. Анализируются нарушенные условия семейного воспитания и ошибки педагогического взаимодей-ствия как факторы риска для проявлений насилия среди детей и подростков. Описываются способы профилактики психологического насилия в работе педагогов с ученическим коллективом. Анализиру-ется система мероприятий по профилактике насилия среди подростков, применяемая в настоящее время в российских школах, а также предлагаются варианты и направления её расширения и дополнения.
Ключевые слова: психологическое насилие, буллинг, моббинг, кибербуллинг, хейзинг, профилактика психологического насилия, формирование безопасной и дружественной среды
Библиографическая ссылка
Шабанова Т.Л. 1, Кручинина Н.С. 2, Куц Н.С. 1, Мурзина К.В. 1, Самарина К.С. 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ В ШКОЛЕ:ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ // Нижегородский психологический альманах. – 2019. – № 2;
URL: psykaf417.esrae.ru/23-240 (дата обращения:
03.12.2024).