В статье находит отражение одна из актуальных проблем психологии – проблема общения детей дошкольного возраста. Акцент при этом, сделан на анализе исследований в области изучения влияния общения со сверстниками на социальную адаптацию детей старшего дошкольного возраста. При опоре на базовые теоретико-методологические положения, рассмотрены такие ключевые понятия, как «социальная адаптация» и «общение», показана их роль в эффективном развитии личности детей старшего дошкольного возраста, проанализированы трудности и факторы деформации общения современных дошкольников (например, рассматривается такой фактор, негативно влияющий, как на адаптивные возможности детей, так и на развитие у них общения, - как компьютеризация). Также осуществлен анализ исследований, раскрывающих влияние на общение и социальную адаптацию детей в группе детского сада таких параметров, как пол ребенка, его эгоцентризм, уровень речевого развития и развития личностных характеристик ребенка (в частности, - характера и направленности его отношения к сверстнику). Опираясь на осуществленный анализ исследований ученых сделан вывод о том, что, несмотря на определенную изученность проблемы общения, особый интерес и актуальность в настоящее время приобретает разработка специальных программ и технологий сопровождения процесса коммуникативного развития дошкольников. Разработка такой программы психологического сопровождения процесса развития общения детей старшего дошкольного возраста со своими сверстниками мы и определяем как целевые ориентиры нашей последующей работы.
Ключевые слова: социальная адаптация, общение, общение со сверстниками, дошкольный возраст
Библиографическая ссылка
Серебрякова Т.А. 1, Романова Ю.Ю. 2 ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – № 1;
URL: psykaf417.esrae.ru/24-265 (дата обращения:
21.11.2024).