В статье, при опоре на аналитический обзор исследований по проблеме познавательного развития личности, описывается экспериментальная программа изучения данного феномена. Акцент при этом сделан на изучении специфики познавательного развития студентов первого курса. Опираясь на результаты исследований ученых, рассматривая познавательное развитие как сложный комплексный феномен, включающий в себя развитие таких познавательных процессов как восприятие, мышление, внимание и воображение, обеспечивающих субъекту разные формы ориентации в окружающей действительности и регулирующих его деятельность, а также выделяя в качестве важнейших структурных компонентов познавательного развития перцептивный, мнемический и интеллектуальный, нами была спроектирована диагностическая программа, в которую нами были включены тестовая методика «Корректурная проба» Б. Бурдона и методика «Расстановка чисел», ориентированные на изучение перцептивного компонента познавательного развития респондентов; методики «Непроизвольная память» П.И. Зинченко, «Объем кратковременной памяти» Д. Джекобса и «Осмысленность восприятия в запоминании» Л.С. Выготского, направленные на детализированное изучение мнемической составляющей и «Культурно-ориентировочный тест» (КОТ) В.Н. Бузина, направленный на оценку общего уровня умственных способностей (IQ) респондентов. Мы считаем, что реализация разработанной нами диагностической программы позволит получить объективную и достоверную информацию об уровне познавательного развития респондентов (в нашем случае – первокурсников).