В статье представлены результаты исследования личностных особенностей человека, практикующего медитации в период средней взрослости. В исследовании использовали такие методики диагностики как «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко, методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности, адаптированная Ю.Л. Ханиным, Самоактуализационный тест (САТ) Э. Шострома, адаптированный Ю.Е. Алешиной.
В процессе исследования сравнили результаты наличия негативных психоэмоциональных состояний и внутренних личностных ресурсов людей, практикующих медитативные и немедитативные способы снятия психологического напряжения. Мы предположили, что медитативный способ релаксации актуализирует такие личностные ресурсы, как эффективная ориентировка во времени и внутренний локус-контроль, что говорит об уверенности в себе, в своих возможностях и в умении мобилизировать свои внутренние ресурсы. Так же медитации способствуют снижению уровня психоэмоционального напряжения. Результаты проведённой работы подтвердили наше предположение.
В связи с чем была предложена программа психологической помощи снятия психоэмоционального напряжения с помощью медитаций, которую применили на испытуемых из экспериментальной группы.
Ключевые слова: медитация, эмоциональное выгорание, тревожность, психологическое напряжение, психологическая разгрузка, программа психологической помощи
Библиографическая ссылка
Мамонова Е.Б. 1, Полякова Н.Н. 1 ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ПРАКТИКУЮЩЕГО МЕДИТАЦИИ, В ПЕРИОД СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ // Нижегородский психологический альманах. – 2020. – № 2;
URL: psykaf417.esrae.ru/25-286 (дата обращения:
23.11.2024).