ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПЕЦИФИКУ СИМПТОМОВ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ
Шабанова Т.Л. 2, Ситнова Е.В. 1
1. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
2. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
В статье приведены результаты исследования психологических факторов, влияющих на специфику симптомов кризиса трех лет у детей. Представлены данные, полученные на основе опроса родителей и педагогов, о специфике и частоте проявлений у детей нормативных и ненормативных симптомов кризиса трех лет. Результаты свидетельствуют, что только у половины детей кризис проходит легко. Остальные нуждаются в психологической помощи и сопровождении. Были выявлены причины трудностей протекания кризиса трех лет. К ним относятся такие исследованные психологические факторы как стиль родительского (материнского) отношения, особенности межличностных отношений и восприятия семейной ситуации ребенком, личностные характеристики, тревожность. Корреляционный анализ данных в выборках детей с нормативными и ненормативными симптомами кризиса показал значимые положительные связи между благополучным протеканием кризиса и принятием со стороны матери, близостью ребенка со значимыми взрослыми и сверстниками, общительностью и социальной адекватностью, умеренной тревожностью. У детей с ненормативной симптоматикой значимые положительные корреляции с инфантилизацией матерью ребенка, высокой степенью близости к матери при одновременном дистанцировании от других значимых лиц, закрытостью и тревожностью.
Ключевые слова: кризис трех лет, нормативные и ненормативные симптомы кризиса, стиль родительского отношения, межличностные отношения, тревожность
Библиографическая ссылка
Шабанова Т.Л. 2, Ситнова Е.В. 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СПЕЦИФИКУ СИМПТОМОВ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ У ДЕТЕЙ // Нижегородский психологический альманах. – 2021. – № 1;
URL: psykaf417.esrae.ru/26-303 (дата обращения:
21.11.2024).