Развитие маленького ребенка – очень сложный, но очень интересный процесс, сменяющийся стабильными и, так называемыми, кризисными периодами. Кризис – это условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому. Особенностью кризисных периодов является то, что у детей снижается работоспособность, они начинают вступать в острые конфликты с окружающими и испытывают различные переживания. Каждый кризис по-своему уникален и может сопровождаться разными симптомами. В данной статье мы хотим более подробно рассмотреть и описать кризис трех лет, который считается одним из наиболее трудных, с ребенком практически невозможно найти общий язык, так как он пытается противопоставить себя взрослым и показать свою независимость. Актуальность исследования данной темы в том, что кризис ребенка трех лет связан с развитием и становлением личности ребенка. Цель исследования состояла в анализе проявления различных симптомов кризиса у детей раннего возраста и влиянии этих симптомов на психику ребенка. В задачи исследования входили: анализ психолого-педагогической литературы по денной теме и теоретическое изучение симптомов кризиса трех лет. Полученные результаты показали, что у многих детей преобладает проявление разных симптомов кризиса, поэтому не следует говорить о том, что данный кризис протекает абсолютно одинаково у всех детей.