ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ
Шабанова Т.Л. 2, Бычкова К.А. 1, Короткова А.С. 3
1. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
2. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
3. МАОУ СШ №151 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнего Новгорода
В статье представлены результаты исследования, доказывающие, что на возникновение буллинга у старших подростков влияют психологические факторы, связанные как с индивидуальными особенностями личности и межличностных отношений, так и с характеристиками нарушения комфорта и психологической безопасности образовательной среды. Результаты показали, что более половины обследуемых подростков подвергались в школе разным формам насилия, чаще всего эмоциональному. Основными индивидуальными психологическими факторами возникновения буллинга в подростковой среде являются особенности личности подростков: проявления агрессивности, враждебности, эгоистичности, подозрительности, нарушения самооценки и межличностных отношений. Этим факторам более подвержены мальчики. На возникновение буллинга влияет также переживаемый подростками низкий уровень комфорта и психологической безопасности образовательной среды. Чувства незащищенности в школе сильнее испытывают девочки. Снижение проявлений буллинга у подростков возможно в условиях специальной разработанной комплексной программы психологической коррекции межличностных отношений.