ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И СТРАТЕГИИ СОВЛАДАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ
Семенова Л.Э. 2, Шалашова Ю.В. 1
1. ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения России, Нижний Новгород
2. ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»; ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Министерства здравоохранения России, Нижний Новгород
В условиях высоких темпов жизни, неопределенности и перегрузок возрастает значимость личностных ресурсов, способных обеспечить психологическое благополучие и повысить качество жизни современного человека. В данной статье обсуждается проблема психологического благополучия и личностных ресурсов субъектов помогающих профессий на примере стратегий совладания с трудностями. Рассматривается специфика совладающего поведения и некоторые виды стратегий совладания. Анализируются данные ряда научных исследований, иллюстрирующие специфику проявления и последствия использования стратегий совладания представителей помогающих профессий (медицинских и социальных работников, психологов и др.) – как уже состоявшихся специалистов, так и учащихся вузов, получающих такие профессии. Характеризуются результаты проведенного авторами эмпирического исследования, целью которого стало изучение психологического благополучия студентов помогающих профессий и специфики его взаимосвязи со стратегиями совладания. Выборку данного исследования составили две группы студентов помогающих профессий – будущие врачи и будущие учителя-логопеды. Представленные в статье результаты сравнительного корреляционного исследования свидетельствуют о том, что в целом для всех студентов помогающих профессий являются характерны достаточно высокие показатели психологического благополучия, тогда как в плане преобладающих стратегий совладания имеются различия, касающиеся копинг-стратегии разрешения проблем, которую гораздо чаще используют студенты-врачи. Также установлено, что между компонентами психологического благополучия и используемыми стратегиями совладания у студентов – будущих врачей и студентов – будущих логопедов наблюдаются, как одинаковые, так различные корреляционные связи, которые позволили подтвердить факт того, что в качестве однозначно позитивного личностного ресурса психологического благополучия студентов помогающих профессий выступает копинг-стратегия разрешения проблем.