В статье приведены результаты исследования психолого–педагогических факторов, оказывающих влияние на профессиональный выбор старшеклассников. Актуальность выбранной темы обусловлена недостатком исследований, рассматривающих современное соотношение внутренних и внешних факторов при выборе профессии. Раскрываются такие основные понятия как профессиональное самоопределение старшеклассников и факторы, обуславливающие их профессиональный выбор, а также взаимодействие этих двух понятий. В нашей работе представлены данные, полученные на основе опроса 66 учеников 10-х классов в возрасте 16-17 лет. Результаты свидетельствуют, что в первую очередь на профессиональное самоопределение школьников оказывают влияние внутренние факторы, а именно такие факторы как «информированность о профессии», «наличие способностей, необходимых для освоения профессии», «возможность самосовершенствования», «работа соответствует моим способностям и характеру». Такой фактор как «мотивация достижения к успеху» также оказывает влияние на профессиональное самоопределение старшеклассников: при высоком уровне мотивации учащийся в первую очередь ориентируется на собственный выбор и внутренние факторы, при низкой мотивации учащийся в приоритет ставит мнение авторитетных близких (семья, друзья, учителя).
Ключевые слова: психолого-педагогические факторы, профессиональный выбор старшеклассников, внутренние и внешние факторы, старшеклассники, мотивация достижения успеха, самоопределение, профессиональный путь