Рассматривается психологический подход к диагностике самостоятельности мышления младших школьников с задержкой психического развития как одного из ведущих компонентов общей способности к учению (обучаемости). Предлагается авторская методика определения структурных показателей обучаемости с позиции теории Л.С.Выготского о зонах развития. Автор предлагает рассматривать структуру диагностических показателей самостоятельности мышления для младшего школьного возраста в аспекте критериально-ориентированного подхода изучения психических свойств, на основе которого и сконструирована авторская методика. Система критериальных показателей по каждому структурному компоненту позволяет выделить уровни оценки сформированности самостоятельности мышления младших школьников в диапазоне от возрастной нормы до выраженных форм задержки психического развития. Представлены результаты диагностики, свидетельствующие о диагностической ценности выделенных показателей и качественном своеобразии проявления самостоятельности мышления у младших школьников с ЗПР в сравнении со сверстниками, не имеющими подобных нарушений.
Ключевые слова: зоны психического развития, критериально-ориентированный подход, младшие школьники с задержкой психического развития, самостоятельность мышления