В статье приведены результаты ретроспективного анализа психолого-педагогических исследований по вопросу полоролевой идентичности в отечественных и зарубежных трудах, а также результаты изучения особенностей процесса полоролевой социализации в практике работы с детьми, воспитывающимися в детском доме. Представленные данные методики исследования детского самосознания показали, что дети, воспитывающиеся в условиях детского сада, при выполнении задания сохраняли тенденции полной идентификационной последовательности. Дети из детского дома в качестве привлекательного образа выбирали образ «школьника» и «юноши». В этих образах детей привлекала одежда и обувь. Непривлекательными образами являлись образ «старости» и «младенца». Особенно детей пугал образ «старости», а почему, не смогли обосновать ответ. Сравнение двух выборок выявило наличие определенных различий между испытуемыми. Такое положение может быть обусловлено, по нашему мнению, разной этиологией, приведшей ребенка в детский дом. отсутствием образца семейных взаимоотношений (дети не наблюдают характерных мужчинам и женщинам стереотипов поведения в семье. преобладанием женского окружения в детском доме (среди персонала нет ни одного мужчины).