В статье анализируются подходы к пониманию стратегии жизни как способа осознанно составлять планы и конструировать собственную жизнь, формируя ее будущее поэтапно. Сделан обзор концепций жизненных сценариев и различных взглядов на проблему ранних воспоминаний, как в зарубежной, так и отечественной литературе. Особое внимание уделено анализу роли ранних детских воспоминаний в формировании жизненных сценариев человека и в становлении личности в целом. Проанализирована роль детства, особенно ранних периодов в формировании индивидуального паттерна поведения, который является отражением жизненного сценария и стратегии жизни в целом. Опираясь на ключевые понятия «стратегии жизни» и «ранние воспоминания», раскрывается их взаимосвязь в формировании жизненного стиля личности. Были сделаны выводы, что жизненные сценарии определяются ролевыми позициями, которые проявляются в межличностных отношениях сначала ребенка со значимыми взрослыми, потом ребенка со взрослыми и сверстниками, позже подростком-взрослыми и сверсниками и, наконец между двумя взрослыми людьми.
Ключевые слова: ранние воспоминания, жизненный сценарий, жизненные стратегии, эго-состояния, трансактный анализ
Библиографическая ссылка
Иванова И.А. 1, Пестова Е.В. 2 К ПРОБЛЕМЕ РАННИХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ КАК ОТРАЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СЦЕНАРИЕВ ВЗРОСЛЫХ // Нижегородский психологический альманах. – 2023. – № 1;
URL: psykaf417.esrae.ru/37-389 (дата обращения:
21.11.2024).