ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ОДИНОЧЕСТВО» В ПСИХОЛОГИИ
Кочнева Е.М. 1, Рыбкина В.С. 1
1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)
В статье приводятся данные теоретико-эмпирического исследования феномена «одиночество» на выборке респондентов в возрасте 15-19 лет. Методы исследования данной статьи определяются спецификой темы исследования. В статье используются методы теоретического изучения научных публикаций по рассматриваемой проблеме, а также проведен анализ научных работ отечественных авторов, представленных в электронной библиотеке диссертаций. Отбор публикаций производился по ключевым словам: одиночество, отчуждение, изолированность, уединение, подростки, подростковый возраст, юношеский возраст. Проблемное поле исследования определено повышенным интересом и вниманием к феномену «одиночество» со стороны специалистов разной профессиональной направленности (психологи, педагоги, философы, социологи, медики), которые предпринимают попытки обобщить известные отечественные и зарубежные работы по рассматриваемой проблеме, представить целостное понимание феномена «одиночество», выделить теоретико-методологические основы исследований данной проблемы, описать представления о возрастных закономерностях проживания и переживания одиночества. Целью настоящей статьи явилось представление материалов эмпирического изучения показателей, характеризующих феномен «одиночество». В эмпирической части настоящего исследовании были использованы методики: методика «Экспресс диагностика уровня социальной изолированности личности» Д. Рассела и М. Фергюссона, которая дала возможность обозначить выраженность степени социальной изолированности личности, методика «Опросник для определения вида одиночества» С.Г. Корчагиной, которая позволила определить глубину переживания одиночества и какой вид одиночества (диффузное, отчуждающее, диссоциированное или состояние одиночества без определенного вида) переживается респондентами, ассоциативный тест и пиктограмма.
В статье представлены данные характеризующие выраженность глубины переживания одиночества, преобладание вида и типа переживаемого одиночества, результаты сопоставления индивидуальных показателей по всем методикам.
Ключевые слова: одиночество, отчуждение, изолированность, уединение, подростки, подростковый возраст, юношеский возраст, практика изучения
Библиографическая ссылка
Кочнева Е.М. 1, Рыбкина В.С. 1 ПРАКТИКА ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА «ОДИНОЧЕСТВО» В ПСИХОЛОГИИ // Нижегородский психологический альманах. – 2023. – № 1;
URL: psykaf417.esrae.ru/37-390 (дата обращения:
21.11.2024).