В статье эмоциональный интеллект представлен как профессионально-значимое качество педагога. Осуществлен обзор и анализ отечественных и зарубежных работ ученых, занимающихся проблемой эмоционального интеллекта. Рассмотрены его формирование, влияние на деятельность человека и существующие варианты его структуры. Зарубежные исследования можно условно разделить на три подхода: модель способностей П. Майера и Дж. Саловея, эмоционально-социальный интеллект Р. Бар-Она и модель эмоциональных компетенций Д. Гоулмена. Выделены общие черты в понимании эмоционального интеллекта в работах отечественных и зарубежных ученых. Эмоциональный интеллект понимается как система умственных способностей, позволяющая идентифицировать, управлять своими эмоциями и окружающих, определять причины возникших эмоций, их последствия. Высокий уровень эмоционального интеллекта имеет прямую взаимосвязь с уровнем жизненного благополучия. Данный вид интеллекта можно считать необходимым условием профессионализма педагогов, способствующим развитию личности обучающихся и повышающим результативность образовательного процесса. Для изучения эмоционального интеллекта как профессионально-значимого качества педагога предлагается использовать структуру из четырех компонентов, предложенную И. Н. Мещеряковой.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, педагоги, профессионально-значимые качества педагогов, структура эмоционального интеллекта, формирование эмоционального интеллекта