В статье представлен краткий аналитический обзор проблемы соотношения социального и эмоционального интеллекта применительно к детскому возрасту. Раскрыты некоторые подходы к пониманию и содержанию феноменов социальный и эмоциональный интеллект, представлены их компоненты и сущностные характеристики с позиций зарубежных и отечественных авторов. Подчеркивается различие между социальным и эмоциональным интеллектом и отмечается значимость развития этих феноменов для успешного функционирования человека в обществе. Отмечается, что наиболее важным периодом для развития социального и эмоционального интеллекта выступают ранние этапы онтогенеза и, прежде всего, дошкольный возраст, что обусловлено сентизитивностью дошкольников для социально-коммуникативного развития. Обозначены некоторые критерии и механизмы, детерминирующие развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, а также способы и средства развития этих феноменов.