Данное исследование посвящено изучению ранних воспоминаний студентов первых курсов, факультета педагогики и психологии с целью определения формирования их ролевых позиций. С помощью теста Э.Берна "Трансактный анализ «Ребенок», «Взрослый», «Родитель»" были определены ролевые позиции в межличностных отношениях респондентов и выделены две группы: 1 группу составили респонденты с ролевой позицией «Взрослый» (50%), 2 группу – респонденты с ролевой позицией «Дитя» (50%). Респондентов в позиции «Родитель» выявлено не было. Контент-анализ ранних воспоминаний показал, что у респондентов в позиции «Взрослый» темы воспоминаний в основном касаются удовлетворения желаний, потребности в поддержке, ожидания одобрения и сопровождаются жизненной пассивностью, что указывает на фиксацию на оральной стадии психосексуального развития. Это дало основание предположить, что в младенчестве у них было сформировано базальное недоверие к окружающим людям и миру в целом, что порождает чувство тревоги, страха и может отражаться в формулах жизненного стиля «Жизнь – это получение удовольствия», «Жизнь – это опасность, перед которой я бессильна». Темы воспоминаний у группы студентов в позиции «Дитя» в основном касаются какой-либо совместной со сверстниками активности и удовлетворения желаний. Так же был отмечен оттенок непослушания, неподчинения. Это дало основание предположить фиксацию на латентной и анальной стадиях психосексуального развития, что может отражаться в формулах жизненного стиля: «Жить - значит постоянно себя контролировать», «Жизнь – это сопротивление», «Жизнь – это сотрудничество». Исследование не показало значимых различий по многим диагностическим критериям ранних детских воспоминаний и, учитывая сложность интерпретации ранних воспоминаний, небольшую выборку респондентов можно констатировать, что гипотеза о взаимосвязи между ранними детскими воспоминаниями и ролевыми позициями, обуславливающих жизненные сценарии личности подтвердилась частично.
Ключевые слова: ранние воспоминания, жизненный сценарий, жизненные стратегии, эго-состояния, трансактный анализ
Библиографическая ссылка
Иванова И.А. 1, Пестова Е.В. 2 ИЗУЧЕНИЕ РАННИХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ПОЗИЦИЙ ЛИЧНОСТИ // Нижегородский психологический альманах. – 2024. – № 1;
URL: psykaf417.esrae.ru/39-459 (дата обращения:
03.12.2024).