1. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина»
2. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
В статье рассмотрена задача обучения распознаванию эмоций по фотографиям. Был осуществлен обзор и анализ отечественных и зарубежных работ ученых, занимающихся проблемой эмоционального интеллекта. Рассмотрены его формирование, влияние на деятельность человека и существующие варианты его структуры, а также выделены общие черты в понимании эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект понимается как система умственных способностей, позволяющая идентифицировать, управлять своими эмоциями и окружающих, определять причины возникших эмоций, их последствия. Для определения эмоций была использована концепция П. Экмана. Выполнен обзор существующих подходов, описан опыт создания обучающего приложения «Тропэмо» для широкого круга пользователей. Алгоритм распознавания эмоций реализован в среде Qt и протестирован на двух базах изображений, а также в режиме реального времени, показав качество распознавания эмоций около 75%. Алгоритм предназначен для использования в составе интернет-приложений.
Ключевые слова: эмоции, распознавание эмоций, машинное обучение, сверхточные нейронные сети, распознавание лиц, рефлексия эмоций в психологии