Статья посвящена изучению особенностей самосознания студентов первого курса педагогического ВУЗа. Проблема формирования самосознания студентов наиболее актуальна именно в начале обучения, когда закладывается основа профессиональной идентичности, компоненты которой в дальнейшем развиваются в ходе обучения и влияют на последующее профессиональное развитие специалиста. Актуализирована недостаточная изученность самосознания первокурсников в ходе адаптации к смене условий обучения в ВУЗе. Охарактеризованы возрастные особенности становления самосознания в юношеском возрасте, эмпирически исследованы качественные характеристики реального «Я» студентов первого курса, интерпретированы полученные результаты. Проанализированы и раскрыты следующие определения: самоотношение, самосознание, Я-образ, юность как период психического развития и субъектная позиция. Представлены данные эмпирического исследования, которое демонстрирует, что обучающиеся первого курса педагогических профилей подготовки обладают позитивным образом «Я», неустойчивой самооценкой, восприятием преимущественно положительного отношения окружающих, повышенной рефлексией, заинтересованностью в себе как в объекте самопознания, сознательностью действий, активностью, сопровождаемой присутствием внутренних конфликтов, и некоторой психологической незрелостью, вероятнее всего, связанной с недостатком жизненного опыта.
Федосеева Т.Е. 1, Великая С.Д. 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕАЛЬНОГО «Я» СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА // Нижегородский психологический альманах. – 2024. – № 2;
URL: psykaf417.esrae.ru/40-493 (дата обращения:
22.01.2025).