В статье освещаются теоретико-методологические подходы к изучению девиантного поведения и агрессивности в психологии. Авторы указывают, что еще с античных времен поведение имело свою относительную норму и рассматривалось со стороны морали как стремление человека к совершенству. В статье выделены основополагающие идеи исследования рассматриваемых феноменов в рамках психоаналитического (З. Фрейд), когнитивного (Л. Колберг), бихевиористского (Дж. Уотсон), системного (Л. Берталанфи, Б.Ф. Ломов), субъектно-деятельностного (С.Л. Рубинштейн), деятельностного (А.Н. Леонтьев) подходов и биологической (С. Холл, К. Бюлер), фрустрационной (Дж. Доллард), этико-гуманистической (К.Роджерс, А. Маслоу) и эволюционно-генетической теорий (С. Холл). Авторы представили сопоставление сущности и содержания рассматриваемых методологических подходов и теоретических концепций к изучению агрессивности и девиантного поведения, а также обозначили ключевые их отличия.