В статье рассматривается взаимосвязь стратегий защитного поведения и личностной зрелости студентов. Подчеркивается, что выбор стратегий психологической защиты зависит от уровня зрелости личности, определяющей способность к осознанной саморегуляции и адаптации. Приведен обзор теоретико-методологических подходов к пониманию личностной зрелости в рамках бихевиористской, когнитивной, гуманистической и отечественной психологических школ. Выявлено, что зрелая личность склонна к использованию более адаптивных и конструктивных форм защиты. У лиц с низким уровнем личностной зрелости чаще наблюдаются менее адаптивные, ригидные или примитивные формы защитного поведения, которые нередко снижают субъективное ощущение тревоги, но препятствуют личностному росту и конструктивному решению конфликтов. Представленные теоретические положения служат основой для последующего эмпирического анализа механизмов регуляции поведения студентов в стрессовых ситуациях и разработки программ психологического сопровождения, направленных на развитие личностной зрелости, повышение стрессоустойчивости и гармонизацию межличностных отношений в студенческой среде.
Ключевые слова: личностная зрелость, психологические защиты, теоретический анализ, студенческий возраст