В статье представлен теоретико-аналитический обзор проблем психологического сопровождения родителей, воспитывающих детей с интеллектуальными нарушениями. Обоснована актуальность исследования в контексте роста числа семей, испытывающих психоэмоциональные, информационные и социальные трудности в условиях воспитания ребенка с ограниченными возможностями интеллектуального развития. Проведен сравнительный анализ современных подходов к организации сопровождения (личностно-ориентированного, деятельностного, гуманистического и системно-компетентностного), выявлены их теоретические и практические основания. Выявлена необходимость интеграции указанных подходов в рамках единой комплексной модели сопровождения, обеспечивающей учет индивидуальных ресурсов родителей, профилактику эмоционального выгорания и стабилизацию внутрисемейных взаимодействий. Раскрыты ключевые направления психолого-педагогической помощи: консультирование, просвещение, развитие воспитательных компетенций и вовлечение в сообщества взаимопомощи. Акцентирована значимость институционализации междисциплинарного взаимодействия и перехода от фрагментарных форм сопровождения к проектированию устойчивых индивидуальных маршрутов помощи. Сформулированы выводы о необходимости формирования концептуальной модели сопровождения родителей как самостоятельного вектора психолого-педагогической практики.
Ключевые слова: родители, дети с интеллектуальными нарушениями, психологическое сопровождение, родительские ресурсы
Библиографическая ссылка
Морозова Л.Б. 1, Яшина Я.М. 1 ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Нижегородский психологический альманах. – 2025. – № 1;
URL: psykaf417.esrae.ru/41-506 (дата обращения:
07.07.2025).